Юридическое сопровождение организаций

Юридическое сопровождение организаций

Подробнее

Юридические услуги для граждан

Юридические услуги для граждан

Подробнее

Бухгалтерское сопровождение организаций

Бухгалтерское сопровождение организаций

Подробнее

Главная Познавательно Проверка противопожарной службы

Проверка противопожарной службы

Она контролирует соблюдение требованийпроверка-мчс-300x200 пожарной безопасности предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами, независимо от их формы собственности.

Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной пожарной службы. В распоряжении должно быть обязательно указано название проверяемой организации, а также точные сроки — в какой период должна быть проведена проверка. Сроки для конкретных фирм определяются индивидуально, в зависимости от размеров проверяемого объекта.

Полномочия противопожарной службы

До начала проверки инспектор обязан подтвердить свои полномочия — предъявить уполномоченному представителю юридического лица письменное распоряжение о проведении проверки, завизированное начальником управления или районного отдела либо его заместителем.

В этом документе должно быть зафиксировано, кто и когда сделал такое предписание, обозначены даты начала и окончания проверки, определен ее вид, указано наименование проверяемой организации или Ф, И. О. предпринимателя, Ф. И. О., ранг и должность инспектора, которому поручено провести контрольные мероприятия.

Обратите внимание на то, что в распоряжении установлены конкретные сроки проверки. Они зависят от объема контрольных мероприятий, вида деятельности организации или предпринимателя, характера и количества нарушений, выявленных в прошлом. Превышать эти сроки инспектор не вправе. Причем по общему правилу максимальный срок проверки не должен быть больше одного месяца, и лишь в исключительных случаях его можно продлить.

Противозаконно требование инспектора допустить его с проверкой на подведомственный объект, если распоряжение не предъявлено, или оно недействительно (документ неправильно оформлен или вынесен неуполномоченным лицом), или вместе с ним инспектор не предъявляет служебное удостоверение (обязательно обращайте внимание на срок его действия). Если удостоверение не предъявлено или в нем указан не тот инспектор, который пришел с проверкой, вы имеете право не пускать визитера.
Изредка с проверкой приходят несколько инспекторов. Узнайте, все ли они перечислены в распоряжении, и каждого попросите показать удостоверение.

Лиц, не поименованных в документе или не предъявивших удостоверение, вы вправе не пускать на территорию.

Найдите возможность снять с распоряжения копию и переписать данные инспектора, номер его удостоверения. Если же у вас возникают хоть малейшие сомнения в том, что касается полномочий проверяющего, лучше сразу же навести соответствующие справки по телефону в том органе, представителем которого является инспектор, и перепроверить полученную информацию.

Впрочем, чтобы не спровоцировать конфликт, необходимо либо сделать это в отсутствие инспектора, либо попытаться рассказать ему о своих опасениях (указать, что на таких мерах предосторожности настаивает ваш юрист).

Если же Ваше законное желание убедиться в наличии соответствующих полномочий у контролера вызывает бурю негодования и отчаянное сопротивление, то проверить информацию просто необходимо.

Однако все-таки предпочтительнее не ссориться с проверяющими (какое бы уполномоченное ведомство они не представляли).

Поэтому обратите особое внимание, что настоящее инструктивное письмо является сводом рекомендаций, а не четких указаний и решение в любом случае должно приниматься ответственным лицом исходя из принципа разумности и в зависимости от конкретных обстоятельств.

Однако, описанный выше порядок действий необходимо запомнить в целях подкрепления позиции организации в спорных случаях.

Например, если организацию или ее должностных лиц попытаются привлечь к административной ответственности, можно указать, что проверка была незаконной. Тогда появится реальный шанс избежать ответственности.

Проверяющие имеют следующие права и обязанности:

  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время;
  • беспрепятственно входить в жилые и другие помещения, иметь доступ на земельные участки при наличии достоверных данных о нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара;
  • проводить проверку технической документации — это приказы, распоряжения и инструкции, касающиеся пожарной безопасности, имеющей отношение к обеспечению пожарной безопасности;
  • участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке уже построенных или реконструированных объектов;
  • давать руководителям предприятий и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • в соответствии с действующим законодательством налагать на граждан и юридических лиц административные взыскания за нарушения и невыполнение требований пожарной безопасности.

Права и обязанности при проведении проверок:

Вы можете присутствовать при проверке, требовать письменное распоряжение руководителя ГПС на проверку, предоставить журнал учета мероприятий по контролю, чтобы проверяющий поставил в нем запись о проведенной проверке. Кроме того, Вы должны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора во все здания и помещения предприятия и предоставить ему всю требуемую документацию.

По итогам проверки начальнику объекта (ответственному лицу) вручается предписание, которое вступает в силу независимо от того, согласен он с тем, что в нем написано или нет, подпишет он его или нет. В случае, если он не согласен с предложениями и замечаниями инспектора или с наложенными взысканиями, то имеет право обжаловать предписание в 10-дневный срок у начальника пожарной части, обратившись напрямую или написав жалобу.

Согласно действующему законодательству, к должностным лицам применяются только два вида административных взысканий — предупреждение и штраф.

Административные протоколы составляют работники пожарной охраны и ОВД. А дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Пожарная безопасность организаций регламентируются Правилами Пожарной Безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно правилам на предприятии должен быть издан приказ руководителя, в котором изложены организационные мероприятия по пожарной безопасности. Им должен назначаться ответственный за пожарную безопасность, разработана и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, определены места для курения и программа по регулярному инструктажу сотрудников.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей и предусмотрена система оповещения о пожаре. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам и количеству. Часто основным нарушением являются загромождение проходов, загруженность складских и торговых помещений.

Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава и т.д.), исправность электрооборудования (проводки, розетки и т.д.), наличие автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации.

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава и т.д.) должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка на корпусе огнетушителя.

Пожарные рукава должны быть укомплектованы соеденительными головками, пожарным стволом и соединены с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно Правилам Пожарной Безопасности (приложение 3).

При проверке пожарным инспектором могут быть затребованы следующие документы:
— журнал о прохождении пожарного инструктажа;
— акт о техническом состоянии автоматической установки пожаротушения или пожарной сигнализации;
— акт о выполненных работ по огнезащите деревянных и металлических конструкций.

Виды проверок.

Знакомясь с распоряжением, обратите внимание на вид проверки. Эта информация поможет Вам определить стратегию поведения и защиты.

Плановые проверки называются у пожарных детальными. Графики таких рейдов составлены и утверждены заранее. О дате, месте и времени проведения подобного мероприятия работников компании информируют заблаговременно. Фактор внезапности при детальных проверках отсутствует. Инспектор заинтересован в том, чтобы соблюсти требования закона (ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и правильно обобщить полученные данные. А для этого необходимо, чтобы на контрольных мероприятиях присутствовал уполномоченный представитель проверяемой организации.

Если не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (его полномочия подтверждаются приказом), то проверку проводят в присутствии руководителя фирмы, его заместителя.

Имейте в виду, что только плановых проверок касаются положения вышеназванного закона, на основании которого такие рейды можно проводить не чаще одного раза в два года.

Если инспектор проводит плановые проверки чаще, чем положено по закону, Вы вправе не пускать его на территорию организации.

Однако, недопущение проверяющего на объект – это крайняя мера.

Внеплановые проверки бывают контрольными, оперативными и по жалобе.
Первые проводят по результатам плановых мероприятий (обратите внимание на то, что обычно не ранее чем через месяц после плановой), чтобы проконтролировать, устранены ли выявленные ранее нарушения.

Обратите особое внимание на то, что в ходе контрольной проверки инспектор не вправе выявлять новые нарушения и составлять акты.

В некоторых случаях в качестве альтернативы наказанию за неисполнение предписания или несоблюдение ППБ требуют, чтобы организация оплатила обучение своих сотрудников этим правилам на курсах пожарно-технического минимума.

Оперативные проверки назначают, если поступила информация о том, что компания игнорирует правила, и в результате возникла (или может возникнуть) угроза жизни и здоровью людей, опасность уничтожения имущества и пр.

Внеплановые проверки очень часто назначают на основании обращений граждан или сигнала (официального либо неофициального) из госорганов, организаций и различных служб.

Обратите внимание, что внеплановые рейды бывают и в организации, на территории которой произошел даже незначительный пожарах. Под горячую руку инспекторы проверяют несколько фирм и предпринимателей, занимающихся схожими видами деятельности.

Ход проверки и перечень документов необходимых для предоставления

Обычно в начале проверки инспектор требует показать документы. Это могут быть приказы об организационных мероприятиях по пожарной безопасности (о назначении лиц, ответственных за противопожарную безопасность, об определении мест для курения, о программе по инструктажу сотрудников).

Кроме того, нужны планы эвакуации, которые проверяющий должен сравнить со схемой строения здания.

В ходе визита пожарного инспектора держите наготове договоры на установку и обслуживание автоматических устройств пожаротушения (АУПТ) и автоматических устройств противопожарной сигнализации (АУПС), лицензии организаций, которые их произвели, смонтировали и обслуживают, схемы установки АУПС.

Напоминаем, что необходимость установки АУПС и (или) АУПТ зависит от площади здания, количества этажей и от вида деятельности компании.

Инспектору придется предъявить и копию свидетельства о наличии соответствующей лаборатории в фирме, которая проводила замеры сопротивления изоляции (это делают до введения в эксплуатацию электросетей, а затем один раз в три года), акты и технический отчет. Кроме того, могут потребоваться акты проверок пожарного водопровода (пожарных кранов) — их положено осуществлять каждые весну и осень.

Особенно часто проверяющие интересуются ведением журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности (такой инструктаж должен быть регулярным).

Необходимо заранее найти документы, подтверждающие, что бытовые отходы вывозят строго по графику. В ходе проверки инспектор может поинтересоваться, кто производит осмотр помещений по окончании рабочего дня и как это происходит.

Государственные инспекторы почти всегда проверяют состояние аварийных выходов, в том числе материалы отделки стен, полов и потолков на всем пути эвакуации, и то, в какую сторону открываются двери (они должны легко распахиваться по ходу движения). Уполномоченный может попросить, чтобы ему продемонстрировали, как отмыкаются решетки на окнах. С последними не все так просто, как кажется. Например, милиция и страховые компании требуют, чтобы на первых этажах решетки были. Естественно, основные задачи здесь — сделать их из прочного материала и так, чтобы их нелегко удалось открыть или сорвать (в случае надобности). Поэтому решетки приваривают к стенам намертво. А вот пожарные такие средства защиты от воров не любят, а за установку наглухо приваренных решеток могут оштрафовать и даже потребовать их демонтажа. Компромиссным решением является монтаж решеток с замками, которые нельзя отомкнуть снаружи, но которые легко распахиваются изнутри, причем ключ не нужен.

Инспекторы проверяют средства пожаротушения и их исправность. Они интересуются, в частности, и тем, как оборудованы места, отведенные администрацией для курения (ПРОВЕРЬТЕ наличие таблички «Место для курения», скамеек, изготовленных из несгораемых материалов, металлических урн для окурков, заполняемых водой не менее чем на десять сантиметров).

Наиболее часто вызывает нарекания пожарных чрезмерное загромождение товарами, мебелью, оборудованием и материалами различных помещений (административных, торговых, складских, производственных, лифтовых холлов, лестниц, коридоров и пр.). ПРОВЕРЬТЕ наличие состояние электропроводки, исправность электророзеток.

В занимаемых фирмой или предпринимателем помещениях инспектор должен легко найти таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны и планов эвакуации. Их нужно помещать на видном месте. Информация необходима, если на одном этаже находятся более десяти человек. В таком случае помещения необходимо оборудовать еще и системой оповещения людей о пожаре.

Если на этаже работают более 50 человек, то администрации нужно утвердить инструкцию о действиях персонала в случае пожара и регулярно (не реже одного раза в полугодие) проводить учебную эвакуацию. Результаты тренировок следует отмечать в журнале противопожарного инструктажа.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, он может потребовать от руководителя компании, предпринимателя и (или) лица, ответственного за пожарную безопасность, дать устные или письменные объяснения (рекомендуем заранее позаботиться о формировании позиции в пояснениях на основании данного инструктивного письма).

По окончании проверки (иногда сразу же на месте, но чаще все-таки через несколько дней) инспектор составляет акт обследования объекта, в котором описывает пожарно-техническое состояние проверенного объекта.

Создание итогового акта проверки обязательно, это предусмотрено ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Указанный акт подшивают к контрольно-наблюдательному делу (в нем собрана вся информация о прошлых проверках, вынесенных предписаниях, об их исполнении, о штрафных санкциях).
Всем перечисленным ведает сам инспектор. Обратите внимание, что копию акта вручают уполномоченному проверяемого лица под расписку. Если в ходе рейда выявлены нарушения, то их указывают в акте, а сам он впоследствии ложится в основу другого важного документа — протокола об административном правонарушении.

Внимательно прочтите акт проверки прежде, чем расписаться в его получении. В том случае, если акт содержит заведомо ложную информацию, немедленно обратитесь в юридический департамент с информацией о необходимости обжалования вышеуказанного документа.

Акт проверки должен содержать информацию о дате и времени его составления, данные о государственном инспекторе (Ф. И. О., ранг, должность, место службы), о реквизитах распоряжения, на основании которого проводилась проверка, сведения о проверяемом лице (прежде всего его название), а также о лицах, которые присутствовали при обследовании (Ф. И. О., должности), информацию о виде проверки и адресе объекта. Далее подробно расписывают выявленные нарушения и приводят соответствующий пункт норм и ППБ. После этого инспектор перечисляет меры административного воздействия, принятые к нарушителю (составление административного протокола или вынесение предписания).

В акте приводятся объяснения лиц, на которых возложена ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности.

Если Вы не готовы дать немедленно какие-либо объяснения или предполагаете, что Ваши слова могут чем-то навредить, потребуйте отсрочки отсрочки.

Если инспектор будет настаивать на срочности, сошлитесь на статью 51 Конституции Российской Федерации.

Даже если административное дело и возбудят, есть время, чтобы изложить позицию в правильном свете в ходе расследования и рассмотрения ситуации, тем более, если над компанией может нависнуть угроза уголовного преследования.

Сразу после ухода инспектора необходимо связаться с юридическим департаментом с целью разработки согласованной позиции и направления объяснений.

О том, что представители проверяемого лица ознакомлены с актом проверки или отказались от ознакомления, в документе делают специальные отметки. Свои подписи под документом ставят и другие лица, присутствовавшие на рейде.

Если при проверке государственным инспектором были выявлены серьезные нарушения и представителям компании не удалось договориться с проверяющим, инспектор составляет протокол об административном нарушении.

В нем указывают сведения о нарушителе, о правонарушении, ссылаясь на соответствующую статью КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого составлен протокол (конкретный работник организации, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель организации), должно подписать протокол и получить разъяснения относительно своих прав и обязанностей.

Внимательно читайте протокол. Если в протоколе, на основании которого наложен штраф, нет необходимых реквизитов, но главный государственный инспектор по пожарному надзору все равно наказал организацию рублем, это незаконно.

Постановление о привлечении к административной ответственности можно с успехом обжаловать в суде, и оно будет отменено как не имеющее силы.

Стоит обратить внимание на то, что к ответственности привлекают только тех лиц, которые указаны в протоколе.

Например, если последний написан в отношении руководителя компании, то к ответственности не могут привлечь его и возглавляемое им предприятие (юридическое лицо). На юридическое лицо в этом случае также должен быть составлен отдельный протокол.

Протокол оформляют в тот же день, когда обнаружено правонарушение. Если же сведения о нарушителе неизвестны, то документ пишут в течение двух суток. Если у инспекторов нет достаточных доказательств нарушения ППБ, то готовят не протокол, а определение о возбуждении административного расследования.

В других ситуациях протокол, составленный позже, недействителен. Обратите на это особое внимание.

На практике инспекторы нередко сначала выносят предупреждение или дают предписание, а потом, если нарушения не исправляют, составляют протокол и пытаются привлечь нарушителя к ответственности за игнорирование ППБ. Поскольку такое дело шито белыми нитками, постановление главного государственного инспектора можно обжаловать в вышестоящие инстанции или в суд.

Но это не значит, что штрафа удастся избежать. Организацию или лицо накажут, но уже не пожарные, а суд и не за нарушение ППБ, а за неисполнение предписания (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), однако (обратите внимание при формировании позиции) только в том случае, если предписание делали с соблюдением всех необходимых формальностей, а не устно.

Отметим, что, даже если инспектор и выявляет нарушения, протоколы об административном правонарушении составляют не всегда. В основном пожарные ограничиваются на первый раз предупреждением (иногда оно даже устное) и (или) вынесением предписания об устранении недостатков к определенному сроку.

Обратите особое внимание на сроки и приложите все усилия на то, чтобы устранить все перечисленные недостатки в срок в целях избежания административного наказания.