• 8 (499) 390-5-777
  • 8 (926) 11-992-11
Главная Познавательно Проверка Роспотребнадзором

Проверка Роспотребнадзором

proverka-rospotrebnadzoraРоспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) имеет полномочия на проведение проверки деятельности организации по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Итак, мероприятия по проведению территориальными управлениями Роспотребнадзора контроля могут быть плановые и внеплановые.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года и не ранее чем через три года с момента государственной регистрации (последнее касается субъектов малого предпринимательства).

Должностные лица Роспотребнадзора не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей.

Внеплановая проверка может быть проведена в целях контроля за исполнением ранее вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений; в результате обращения в федеральную службу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, или получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит мероприятия по контролю через свои территориальные органы, а также во взаимодействии с другими органами государственной власти, в том числе правоохранительными, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Прежде чем приступить к проверке, проверяющие из Роспотребнадзора обязаны предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия по контролю (либо его заверенную печатью копию).

В распоряжении (приказе) должно быть указано:

● номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
● наименование органа государственного контроля (надзора);
●фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
●наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
● цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
●правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
● дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Причем проверку должен проводит именно тот сотрудник, имя которого указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз, со значительным объемом мероприятий по контролю этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Должностные лица Роспотребнадзора, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

● беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проведения проверки;
●проводить отбор для исследований проб и образцов продукции;
-проводить отбор продовольственного сырья и пищевых продуктов;
-проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
-проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
-проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о ее результатах, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи, подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленных нарушений. С протоколом об административном правонарушении должен быть ознакомлен представитель организации, который, в свою очередь, вправе представить свои объяснения и замечания.

Административное правонарушение заключается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нарушение разнообразных санитарно-эпидемиологических требований, ответственность за которые предусмотрена главой 6 КоАП.

Помимо этого Вы должны иметь в виду, что организация может быть привлечена к ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст. 19.4. КоАП); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5. КоАП); непредставление, несвоевременное представление или представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7. КоАП). Ответственность за эти правонарушения меняется от наложения административного штрафа до дисквалификации (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ).

При наличии достаточных оснований для привлечения к административной ответственности и назначении соответствующего наказания выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Не стоит забывать и об уголовной ответственности, к которой правонарушитель может быть привлечен по целому ряду статей УК (236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», и др. в зависимости от объекта совершенного преступления).

Для начала стоит внимательно ознакомится с распоряжением о проведении мероприятий по контролю на предмет соответствия требованиям закона к его содержанию.

Непосредственно при проведении контрольных мероприятий должностные лица и (или) представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право:

● присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
●знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

Соответственно, должностные лица Роспотребнадзора при проведении мероприятий по контролю обязаны:

●соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
●не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении
● мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
● предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
●знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
●при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К тому же надо отметить, что должностные лица Роспотребнабзора реализуют свои полномочия исключительно в рамках предмета проверки и, соответственно, не вправе:

● проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
●требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по
●контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
●требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
●распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
● превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Не забывайте, что у проверяемых всегда есть право обжаловать действия проверяющих в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора и (или) в суд.

Обратите особое внимание, что контрольная покупка относится к так называемым оперативно-розыскным мероприятиям, проводить которые вправе лишь оперативные подразделения милиции, ФСБ, ФСО и подобные структуры. Полный перечень уполномоченных содержится в статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Роспотребнадзор в этих списках не значится. Плюс ко всему, Кодекс об административных правонарушениях не дает инспекторам права проводить контрольную покупку при расследовании административного дела. Руководство Роспотребнадзора наконец-то посмотрело на работу своего ведомства критически и официально объявило контрольную покупку «в исполнении» собственных сотрудников вне закона (письмо Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32).

Кроме контрольной покупки инспекторам запретили во время или после проверки выносить предписания, в которых они обычно предлагают работникам организации исправить выявленные нарушения. Ревизоры имели право даже приостановить деятельность фирмы, если их «рекомендации» игнорировали (Закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). А это означало, что проверяющие самостоятельно выносили решение о признании вины за компанией. Однако то, что компания провинилась, еще требует доказательств и вынесения постановления о штрафе. Тем самым игнорируется статья 1.5 Кодекса об административных правонарушениях (принцип презумпции невиновности). По закону признать гражданина или организацию виновными может суд или должностное лицо, которое наделено соответствующими полномочиями (например, начальник территориального отдела Роспотребнадзора). Рядовой инспектор ведомства таким правом не обладает. В то же время практически на каждой проверке ревизоры раздают предписания об устранении нарушений, тем самым фактически признавая фирму или ее сотрудников виновными в правонарушении. Решения суда или руководителя территориального отдела ревизоры не дожидаются.

Оформление экспертизы

Наряду со всем вышеперечисленным статус «вне закона» получил также акт отбора проб и образцов. Если возникает необходимость проверить качество товара, его соответствие стандартам, или установить срок годности продукта, инспекторы проводят такой отбор. В статьях 8 и 9 Закона № 134-ФЗ говорится, что результаты этой процедуры следует оформлять актом, в то время как в Кодексе об административных правонарушениях речь идет только о протоколах (ст. 26.2 КоАП). В связи с этим высшее руководство Роспотребнадзора сделало вывод, что если оформлять отбор образцов актами, то результаты экспертиз и исследований могут быть признаны незаконными. Чтобы это исключить, ревизорам рекомендовано вышеуказанную процедуру именно протоколировать.

Для нас эта позиция Роспотребнадзора – дополнительный аргумент в возможном споре с контролерами, ведь по привычке они еще долго будут оформлять отбор образцов ненадлежащим документом. Обратите на это внимание.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п.

Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

● проверять документы об образовании;
● санитарно-эпидемиологические заключения, заключения Госпожнадзора;
●проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю, который предусмотрен законодательством РФ;
● требовать трудовые договоры, медицинские книжки работников;
● давать правовую оценку лицензиям, сертификатам, акцизным маркам на товаре;
● проверять правильность применения контрольно-кассовых машин;
● составлять протоколы и налагать штрафы по правонарушениям, отнесенным к их компетенции.

Обратите внимание, что единственное исключение из запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку – выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Обязательно выясняйте основания проведения контрольной закупки у должностных лиц.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо – правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Инспектор Роспотребнадзора имеет право интересоваться следующими обязательными и дополнительными документами:

● Предмет проверки. Какие требуют документы
● Проверка соблюдения прав потребителей
● Учредительные документы организации.
● Вывеска организации.
● Оформление стенда для потребителей
● Книга отзывов и предложений.
● Проверка выполнения организацией требований санитарного законодательства
● Инструкции по охране труда профессий, представители которых работают в компании.
● Журнал учета инструктажа по охране труда.
● Свидетельства центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора о прохождении обучения или ежегодной переаттестации менеджеров, по профилактике завоза особо опасных инфекций и предупреждения заражения инфекционными заболеваниями.
● Официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, относящиеся к осуществляемому виду деятельности и регламентирующие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда сотрудников.
● Проверка обстоятельств жалоб потребителей
● Жалобы потребителей и ответы на них.