Новости

Штраф за нахождение в автомобиле в состоянии алкогольного опьянения с заглушенным двигателем отменен

Штраф за нахождение в автомобиле в состоянии алкогольного опьянения с заглушенным двигателем отмененВ мае 2022г. сотрудник ДПС ГИБДД по г Москве в отношении водителя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.8. КоАП РФ, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. В результате водитель был оштрафован на 30 000 руб. и лишен водительских прав на 1 год и 6 месяцев.

Как утверждал водитель в суде первой, апелляционной и кассационной инстанции, в момент выявления факта употребления водителем алкоголя, двигатель транспортного средства был заглушен, а автомобиль припаркован. Инспектор ДПС ГИБДД также в суде подтвердил, что автомобиль стоял на месте, водитель транспортным средством не управлял. Но суды всех трех инстанций были непреклонны, и данные обстоятельства их не смутили.

Тогда водитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, который отменил решения всех трех судебных инстанций и прекратил производство по делу ввиду того, что согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством именно водителем, находящимся в состоянии опьянения, то квалификация действий данного лица по указанной норме является неправомерной.

То есть для установления виновных действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 12.8. КоАП РФ необходимо установить сначала факт управления транспортным средством.

Ранее в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). К примеру, действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.

Надо сказать, что это фактические единственное решение, вынесенное по ч.1 ст. 12.8. КоАП РФ в пользу водителя, где суд (но только Верховный) учел факт того, что отсутствуют доказательства того, что водитель, находясь в состоянии алкогольного опьянения управлял транспортным средством.

Чаще всего при заявлении в суде доводов об отсутствии доказательств управления транспортом, суды в решении пишут: «Факт управления транспортным средством подтверждается объяснениями сотрудников, согласно которым они визуально наблюдали управление автомобилем. Оснований не доверять объяснениям должностных лиц не установлено, они были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний».

Постановление Верховного суда РФ № 5-АД22-94-К2 от 20.12.2022г.

Свяжитесь с нами

Оставьте заявку